Чем занять ребенкаОчень многие взрослые, в том числе папы и мамы не знают как играть с ребенком, как развивать его. Иногда можно наблюдать как взрослый пощекотав подбородок ребенка скажет «У-тю-тю-тю». И на этом его фантазия заканчивается. И смешно и грустно одновременно! Я решил хотя бы частично восполнить этот пробел и предложить подборку очень простых, в то же время любимых детьми занятий, к тому же не требующих особой подготовки.

Вспомни цвет
Подберите несколько небольших предметов разного цвета и формы. Например: желтое перышко, красное сердечко, черную игральную шашку, коричневый мелок, синий платочек. Пусть ребенок внимательно их изучит. Положите предметы в коробку. Даете задание достать, например, предмет красного цвета. Засунув руки в коробку, он должен ощупать предметы, вспомнить какого они цвета и затем вытащить нужный.

Вспомни
Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, как праздновали день рождения или как ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети, мы с Колей играли в поезд». Вы добавляете: «А тетя испекла торт», ребенок: «А ты капнула варенье на свою блузку». Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить.

Помечтаем
Случалось ли вам, покупая лотерейный билет, мечтать о том, как бы вы поступили, если бы выиграли десять миллионов? Если вы хотите помечтать вместе с ребенком, не становитесь в позицию цензора и не пытайтесь направлять желания своего малыша к «лучшему». Если ваша дочь решила потратить деньги на ярко-красные спортивные тапочки, не поддавайтесь искушению убедить ее, что «лучше» поделиться деньгами с сестрой. Наоборот, старайтесь активно поддерживать разговор о том, на что можно потратить «миллионы». Удовлетворив собственные желания, попытайтесь придать игре альтруистический оттенок и подумайте, чем бы вы могли помочь всем людям на Земле. Предложите использовать «ваши» миллионы на то, чтобы накормить голодающих всего мира. Спросите детей, как бы они стали распределять деньги, если бы решили потратить их на своих друзей. Это хороший способ помочь детям научиться осознавать проблемы, с которыми сталкиваются другие, и не чувствовать себя виноватыми за свою счастливую жизнь.

Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, пожарную лестницу на доме, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите что-нибудь другое. Кто точнее. Вырабатывает навыки ориентации в пространстве, ну и лишний раз тренировка в счете.

Достань монетку
Если ваш ребенок умеет плавать, он охотно будет нырять за разными предметами. Медные монетки обычно хорошо видны на дне бассейна. А малыши с удовольствием будут бродить по воде в маленьком дачном бассейне и собирать со дна разные предметы. Хорошо, если глубина бассейна немного больше чем длина руки ребенка.

Забавные состязания
Если у вас собралась компания детей, устройте необычные соревнования. Командуйте упражнения, например: поднимите правую ногу, а в это время сами поднимаете руку, команда повернуться, а сами руки в стороны, подпрыгнуть, а сами присели и т.д. Игру можно разнообразить, например, с выбыванием.

Звездочет
Это занятие может показаться не таким увлекательным, если вы живете в городе. Но если у вас есть дом в пригороде, а еще лучше в сельской местности, эта игра оставит неизгладимое впечатление у вас и вашего малыша. Вы можете превратить ее в ежегодный ритуал, когда отдыхаете за городом. Если метеорологи предсказывают ясную и теплую погоду, позвольте ребенку не ложиться спать до темноты, и вместе отправляйтесь на улицу, захватив спальный мешок или одеяло и подушку. Лягте поудобнее и смотрите на звезды, обсуждая то, что видите. Если вам удастся найти время для этого занятия, вы не пожалеете. Постарайтесь избегать вопросов, на которые можно ответить только словами «да» и «нет».

Золотоискатель
Все мы любим находить сокровища. Вы тоже можете порадовать своего малыша поисками если не золота, то, по крайней мере, меди. Для этого возьмите с собой на пляж сито или мелкую сетку и горсть монет. Пока ребенок играет где-нибудь поблизости, разбросайте монетки в определенном месте и присыпьте их песком. Когда все будет готово, дайте малышу сито и пусть он «добывает золото».

Игра в мяч на песке
Выкопайте в песке шесть ямок так, чтобы они образовали треугольник. Его основание, состоящее из трех лунок, должно быть обращено к вам. Нужно бросить мяч так, чтобы он покатился в сторону лунок. Выигрыш три очка, если мяч попал в вершину треугольника, два очка, если он попал в средние лунки, и одно очко за попадание в одну из трех лунок в основании треугольника.

Мыльные пузыри
Пускать мыльные пузыри особенно хорошо в жаркий летний день на пляже. Можно использовать купленные. Для детей постарше приготовьте в пластиковой бутылке смесь из жидкого мыла, воды. Из бутылки налейте смесь в баночки, чтобы удобнее было пускать пузыри, и затем подливайте по мере расходования. И позвольте вашему молодому поколению провести эксперименты, позволяющие получить мыльные пузыри с помощью подручных средств, например соломинки или трубочки для сока.

Мытье машины
Как-нибудь в теплый день устройте ребенку приятное развлечение, дав ему задание вымыть вашу машину. Конечно, плохо если вы сами не пожелаете включиться в эту работу, энтузиазм быстро закончится, да и результат будет не тот. Ребенка нужно обеспечить ведерком с мыльной водой, тряпками или большими губками и если есть возможность — шлангом, сделав небольшой напор воды.

Назови пять
Эта простая игра учит классифицировать предметы. Вы или ваш ребенок выбираете какую-либо категорию предметов — автомобили, животных, государства, способы путешествия, дурные привычки, телеканалы — и говорите: «Назови пять…» (из одной категории предметов). Если с вами несколько детей, то вы предлагаете каждому отдельную категорию предметов и даете время подумать. Младшие могут называть меньшее количество, например, три или два.

Найди на карте или глобусе
Вы уже выбрали в своем доме место, куда можно повесить карту мира и карту своей страны? Если у вас еще нет карт, подумайте о том, чтобы достать их и прикрепить на стене. По мере того как ваши дети растут, карты становятся прекрасным учебным пособием.

Общие черты
Смысл этой игры заключается в поиске общих характерных особенностей у людей и предметов, окружающих вас. Это развивает у ребенка проницательность, наблюдательность и способность анализировать, однако при этом требует умения считать. Игра должна проходить в форме беседы. Например, ваш ребенок замечает человека в очках, и каждый начинает считать, сколько людей вокруг носят очки. Можно искать людей в коричневых ботинках, блондинов, собак одной породы и т.д. Детей постарше с помощью этой игры можно познакомить с представлением о процентных соотношениях. Заранее перед ними ставится задача, которую они должны будет решить. Сколько из десяти встретившихся вам людей — дети?

Найди парный предмет
Возьмите два пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы и т.д. Теперь ваш ребенок может превратиться в Волшебника. Он должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти на ощупь такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.

Перенеси предмет кухонными щипцами
Двигательная активность ребенка развивается достаточно быстро. По мере того, как у малыша вырабатывается координация движений, он все больше будет ощущать потребность в действиях, при которых может использовать ее, и он всегда с радостью готов продемонстрировать вам это. Если малыш уже достаточно ловок, ему понравится игра со щипцами. Разложите на полу несколько небольших предметов, например, кубики. Цель игры состоит в том, чтобы щипцами перенести все предметы в пустую коробку. Лучше, если найдется пара щипцов. Организуйте соревнование 2-х команд.

Пицца в машине
Если вы собираетесь, приехав домой, пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть; скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, то поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и как получить сушеные приправы. Не готовьте в воображении пиццу в тот день, когда вы собираетесь подать на обед рыбу с пюре. Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца, и приготовьте настоящую пиццу дома, и конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая с ним о том, что вы обсуждали в машине.

Поиски клада
Дети всегда с удовольствием что-нибудь прячут и ищут, поэтому поиграйте со своим малышом в прятки или в поиски сокровища, используя игрушки или предметы домашнего обихода. Полезно включить в игру элементы обучения. Если ваш ребенок учит алфавит, то напишите какую-нибудь букву на нескольких клочках бумаги. Пусть малыш выйдет из комнаты, пока вы их прячете, только не старайтесь спрятать слишком далеко, чтобы не разочаровывать его. Позовите ребенка обратно и торжественно объявите: «В этой комнате в тайниках хранятся шесть букв „М». Посмотрим, быстро ли ты их найдешь». Если малышу трудно, подсказывайте, говоря «горячо», когда он приближается к спрятанному предмету, и «холодно», когда удаляется. Для ребенка постарше напишите на бумаге буквы, из которых состоит его имя или новое слово, и вырежьте их, как для ребуса. Найдя буквы, ребенок должен собрать их в одно слово, с вашей помощью, если необходимо, и пусть это станет частью игры.

Пригласите маляра
В жаркий день на даче. Дайте ребенку ведерко с водой и кисть среднего размера, и он часами будет «красить». Пусть он покрасит цементный пол рядом с бассейном, скамейки, игрушки — все, что не боится влаги. Он придет в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода.

Путешествие «куда-нибудь»
Вообразите, что вместо работы или магазина вы вместе с ребенком отправляетесь куда-нибудь в путешествие. Решите, на чем и куда бы вы хотели отправиться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать. Упакуйте воображаемый багаж для путешествия «куда-нибудь» и представьте, какие развлечения вас там ждут. Вместе придумайте подробности путешествия и что вы там увидите.

Рассказ об игрушке
У большинства детей есть игрушечные животные. Ложась спать, малыш чувствует себя в безопасности, если рядом с ним лежит любимая кукла или зверюшка. Поэтому сделайте одну из игрушек главным персонажем вечерней сказки. Пусть ребенок сам выберет, какую захочет, и расскажет о ней историю. Только нужно обязательно помочь малышу. Начните рассказ, а затем предложите ему продолжить. Например: «Жил был лев по имени… Лев жил в… Он очень любил есть…» Теперь спросите: «Как ты думаешь, кто был его другом?» Это позволит пробудить воображение и фантазию ребенка. Поинтересуйтесь, где лев любил гулять, о чем он думал, просыпаясь по утрам, и т. д. Постарайтесь понять все, о чем хочет сказать ребенок, и помогите ему сочинить интересную историю.

Рассказы по картинкам
Обратите внимание ребенка на какую-нибудь картину. Если на рисунке изображен человек, сочините историю его жизни. Если это пейзаж, вообразите, что есть люди, которых не видно, и придумайте, чем они могли бы здесь заниматься. Таким способом вы сможете проникнуть в мир воображения и восприятия своего ребенка. Если вначале у него возникнут трудности, начните излагать свой сюжет, время от времени останавливаясь для того, чтобы малыш мог добавить свои детали.

Слова на букву
Один называет слово, а другой должен назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например; слон, носорог, гиена, аист.
Кто назовет больше слов на выбранную букву (ткнув пальцем в газету, книгу) за определенный промежуток времени, например, за 3 минуты.

Составь таблицу
Иногда написанное слово действует сильнее, чем строгий родительский окрик. Список домашних дел, несомненно, поможет вам равномерно распределить нагрузку в семье. Составьте таблицу на месяц. Слева по вертикали напишите, что необходимо сделать, а наверху по горизонтали укажите даты. В каждой графе кружочками отметьте обязанности каждого члена семьи. Тот, кто выполнил свою работу, закрашивает определенным цветом свой кружок за данный день. Рядом повесьте календарь.

Стрельба по цели.
Во дворе на детской площадке поставьте пластмассовую игрушку или любой не бьющийся предмет. Это будет цель, в которую стрелкам нужно попасть мячиком или чем-нибудь другим. Первая позиция 1 метр. вторая — 1.5 м, третья — 2м и т.д. Попадание с первой позиции приносит — 1 очко, со второй 2 очка и т.д. Каждому дается, например, 5 выстрелов. С опытом размер мишени уменьшается. Правила можно придумать любые.

Таинственные звуки
Вы хотите развлечь свою семью? Тогда потратьте час, два на то, чтобы записать разные звуки и шумы. Гул стиральной машины, плеск воды в ванной, шуршание душа, мотор автомобиля за окном, стук входной двери, плач ребенка, кашель деда, шелест разворачиваемой газеты и т.д. Как-нибудь, когда вам придется ехать с семьей на машине, или просто собравшись семьей вечером включите на прослушивание эту запись. Каждый член семьи дает свой вариант ответа. Выявите победителя.

Тренировка памяти
Возьмите карточки примерно 7 х 12 сантиметров с написанными на них цифрами и буквами, вы можете помочь вашему ребенку развить наблюдательность и умение сосредоточиться. Возьмите четыре — пять карточек, затем попросите ребенка закрыть глаза. Уберите одну карточку, а другие сдвиньте, чтобы между ними не оставалось свободного места. Ребенок должен сказать, какой цифры или буквы не хватает. Если у него возникнут затруднения, подскажите ему, например, так: «Эта цифра больше трех» или на эту букву начинается домашнее животное. С детьми постарше можно играть в эту игру, раскладывая пять-десять карточек. Позвольте ребенку разглядывать карточки столько, сколько он захочет.

Угадай
Игры в отгадки хороши в любом случае. Если вам приходится долго ждать, находясь на одном месте, попробуйте поиграть так: предложите ребенку выбрать какой-либо предмет, который, он видит в комнате. Задавая вопросы об этом предмете (или человеке), вы должны угадать, что это. Например: «Это что-то очень большое? Это что-то очень маленькое? Я могу это держать в руках? Это висит на стене? Оно зеленого цвета?» Обязательно спрашивайте так, чтобы можно было ответить только словами «да» или «нет». Количество вопросов не ограничено, но попытаться угадать, какой это предмет, назвать его можно только один раз. После того как ребенок скажет, угадали вы или нет, наступает ваша очередь загадывать, а его — задавать вопросы. Если вы хотите, чтобы игра продолжалась долго, начинайте с более общих вопросов, постепенно переходя на конкретные. Наверняка ребенок получит большое удовольствие, если ему удастся вас озадачить.

Ух, Ох
Это полезное упражнение для детей школьного возраста. Если вы находитесь в людном месте и невольно слышите чужие разговоры, тихонько договорившись с ребенком, выберите какую-нибудь букву. Всякий раз, когда вы услышите слово, которое начинается с этой буквы, старайтесь первым сказать: «Ух», «Ох!» Например, ребенок будет говорить «Ух», а вы «Ох». Если окружающие заинтересуются тем, что вы делаете, пригласите и их поучаствовать.

Фотографии
Соберите детские фотографии всех членов семьи: вашего малыша, его братьев и сестер, а также попытайтесь найти свои детские снимки, фото дедушек и бабушек, дядей, тетей, кузенов и кузин. Ребенок получит огромное удовольствие, пытаясь определить, кто из членов семьи изображен на фотокарточке, и сравнивая их с тем, как они выглядят сейчас. Дети любят слушать рассказы о том, что они делали, когда были «маленькими», а также о своих близких. Дети особенно любят заниматься этим с бабушками и дедушками.

Чистка игрушек
Если вы не готовы доверить ребенку машину или стоит слишком холодная погода, устройте малыша у раковины или просто у тазика с водой, и пусть он постарается отмыть от грязи свои пластмассовые и резиновые игрушки. Дайте труженику мыло, старую зубную щетку или маленькую губку.

Что нарисовано.
Подготовьте знакомые ребенку картины, рисунки. Возьмите лист бумаги, проделайте в нем небольшое отверстие. Выберите одну из картин и накройте ее листом бумаги. Пусть ребенок попытается узнать картину, которую он увидит через дырочку. При затруднении двигайте лист по поверхности картины.