Все воспитание ребенка строится на двух позициях:  разрешено и запрещено.  Не все взрослые могут правильно определить,  что можно делать ребенку, а что является табу. Каждый знает базовые истины со слов Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти истины с детства формируют взгляды на «можно» и «нельзя». Конечно, каждый родитель вправе определять границы дозволенного для своего ребенка, но всегда ли эти границы должны быть жесткими или их можно сделать эластичнее?

А вот притча на эту тему. 

Детская поликлиника. Мама с сыном лет 5-6. Мальчик сначала вел себя спокойно, потом что-то сказал маме на ухо, та сразу резко замотала головой и тихо пыталась что-то ему объяснить. Чадо устроило истерику с воплем: «Хочуууу!», топая ногами и периодически падая на пол. Мама пробовала решить все мирно, подымала его, тихо убеждала, отводила в тихий угол, потом пошли шлепки в наказание за непослушание. Это только раззадорило юного шантажиста. Через минут десять от начала этой сцены, «завелась» мама девочки лет 4-5, сидевшая в очереди, с раздражением начала поучать: «Ну, дайте или разрешите Вы чего он там хочет, нельзя так мучить детей, надо им все разрешать, пока они такие маленькие!!!»
«Ну ладно, Сережа, можно!» — с легкой улыбкой разрешила она сыну. После чего Сережа подошел к дочке той женщины и со всей дури дернул ее за косичку. Рев той девчушки был слышен во всех уголках поликлиники, а ее мама открывала и закрывала рот как рыба, вытащенная из воды.

Так, что же нельзя запрещать ребенку?

Самостоятельно одеваться, есть и пить.
Конечно, папе с мамой проще накормить и одеть ребенка самим.  Но ведь научиться держать ложку, донести, не пролив и не уронив и, наконец, отправить всю эту «вкуснотищу» в рот – требует немыслимых сил и терпения, которые ребенок вкладывает в этот процесс добровольно. Запрещая есть самостоятельно, вы пресекаете на корню не только первые уроки сосредоточенности и усидчивости, но и возможность почувствовать себя большим, как мама и папа, ощутить уверенность в своих силах – «я могу сам». Без потерь не обойтись, но разве испачканная рубашка или кофточка может сравниться со стараниями маленького героя?

Умение самостоятельно одеться, пользоваться ложкой или кружкой пригодится в детском саду. И вообще самостоятельное застегивание пуговиц и натягивание перчаток являются  одними из лучших упражнений для совершенствования моторики пальцев, а значит, и для развития мозга.

Оставлять еду на тарелке.
Не заставляйте ребенка оставлять на столе чистые тарелки. Прием пищи обязан быть удовольствием, а не средневековой пыткой. Во-первых, о размере порции и количестве блюд всегда можно поспорить. Да и диетологи обеспокоены стремительно растущим числом маленьких толстяков. Во-вторых, не отвлекайте детей мультиками, впихивая хитростью как можно больше ложек полезной каши. Настоящая польза появится, когда ребенок почувствует вкус еды, станет жевать не спеша, будет считать обед приятным ритуалом.

Фантазировать.
Вымысел – естественное для детей переплетение фантазии и реальности. Помогите ребенку отличать фантазию от преднамеренного обмана. Расскажите, что его история очень похожа на сказку, попросите придумать еще что-нибудь подобное. Постарайтесь проявлять неподдельный интерес к его фантазиям, поощряя тем самым развитие творческой личности. 

Помогать вам.
Как часто мы слышим «поставь, положи, уронишь, прольешь» и т.д. А через пару-тройку лет: «Он ничего не хочет делать!». Вечная боязнь родителей, что ребенок доставит лишние хлопоты. Малышу важно чувствовать себя нужным, заметьте, с каким энтузиазмом он будет вытаскивать белье из стиральной машинки, поливать цветок или мыть свой столик. Еще более важно получить похвалу от мамы и знать, что от него тоже многое зависит. Всегда зовите ребенка на помощь, выделите ему одну-две посильных обязанностей и чаще говорите, что вам без него не справиться.

Рисовать самому красками.
К сожалению, не все дают своему юному художнику разбег для фантазии. Отговорки стандартные – испачкается, изрисует стены, наестся химии. Все это можно свести к минимуму, если выбрать место, которое легко отмыть, снять одежду – пусть и на себе порисует, дать нетоксичные краски. Творчество – особенно рисование – не просто развивает воображение, это выплеск эмоций в самой правильной форме, познание сущего и отражение внутренних переживаний малыша. Рисуйте вместе и разгадывайте свое чадо через его рисунки.

Раздеваться дома.
Очень часто дети скидывают с себя одежду, а мы переживаем, что застудит ноги и заболеет. Не стоит сводить родительские переживания к паранойе. За полчаса, которые ребенок побегает голышом или босиком, простыть и заболеть он не успеет. Иначе организм ребенка перестает бороться и «выживать», если внешние факторы не стимулируют этот процесс. К тому же, это естественное желание – отдохнуть от одежды.

Визжать, кричать, бегать и прыгать дома.
То есть, другими словами, активно выражать свои эмоции. Для ребенка это и своеобразная игра, и способ расслабиться и выплеснуть энергию, особенно если речь идет о подвижных и темпераментных детях. Не старайтесь переделать ваше чадо, конечно, объяснять и воспитывать нужно, но все это должно работать в обществе, на улице, в больнице или в детском саду. А дома позвольте быть ребенку таким, какой он есть. Где, как ни дома, это возможно? Вспомните детство и попробуйте запищать вместе с сыном или дочкой – веселый вечер вам обеспечен.

Лазать по спортивным комплексам на улице.
На детской площадке только и слышно «упадешь», «испачкаешься», «не лезь», «не бегай». Во-первых, никогда не говорите ребенку под руку, а во-вторых, подумайте, что гораздо проще научить его правильно залезать по лестнице, скатываться с горки и висеть на кольцах, чем постоянно останавливать. В детях еще силен дух познания по горизонтали и вертикали, они ничего не бояться, они в отличие от их стареющих родителей полны энергии и сил, и поверьте, что рано или поздно ваш кроха улучит момент и все-таки залезет на запретный снаряд. Не лучше ли предупредить неприятные результаты? К тому же ловкому и «легкому» ребенку всегда проще приспособиться к жизни.

Играть с водой.
Здесь опять все банально – родители переживают, что дети устроят настоящий потоп. Конечно, могут устроить, поэтому приготовьте все для уборки и смело включайте воду. Обязательно объясните ребенку зону, в которой он может выливать, переливать и плескаться. Не ждите, что он поймет это с первого раза. Проконтролировать процесс просто – присоединитесь к самой познавательной игре из всех возможных, возьмите разные емкости, ложки, поварешки. И вы увидите сияющее лицо маленького волшебника. Игры с водой – это неиссякаемый источник знания и счастья!

Прикасаться и рассматривать вещи, которые могут сломаться.
Если сломанная вещь не опасна – не ругайте ребенка, если он вдруг что-то сломал. Аналитический ум многих детей просто требует «найти истину» и разобрать по винтику интересную вещицу. Если предмет может быть опасен – например, разбитая чашка, не стремитесь немедленно отобрать. Лучше расскажите, почему им нельзя поиграть и что может случиться. Ребенку нужно не столько бросить, сколько потрогать, просто позвольте ему это и увидите, что после вашего рассказа он сам поставит чашку на стол. Дети гораздо понятливее, чем мы о них думаем. А если кружку все же сохранить не удалось – объясните на этом наглядном примере о понятиях части и целого.

Высказывать свое мнение.
Вроде бы сегодня мы все достаточно грамотны и знаем, что ребенок – это полноценная личность со своими мыслями, желаниями и капризами. Но часто в порыве эмоций у нас все-таки вырывается – «что ты понимаешь», «я лучше знаю, что тебе нужно», «потому что я так сказала». Во-первых, не факт, что мы правы в своих убеждениях, а, во-вторых, помните, что для ребенка это не аргумент. Разговаривайте с ним на равных, не ленитесь объяснять и постоянно общаться, прислушайтесь к вашему малышу, и увидите, как быстро вы окажетесь на одной волне.

Смотреть мультики.
Современное телевидение оставляет желать лучшего, это факт. Но для ребенка, особенно который посещает детский сад, очень важно быть в курсе того, о чем говорят сверстники. События очередной серии мультсериала для детей – это то же, что для нас ежедневные новости. Запреты могут спровоцировать в ребенке замкнутость. Подберите те мультфильмы или отдельные серии, которые вы считаете приемлемыми. Смотрите их вместе с ребенком, обсуждайте и рассказывайте примеры из жизни.

По материалам:   http://woman-rules.ruhttp://razvitie-krohi.ru