СамолетыПод ногами – 10 тысяч метров. Как-то неуютно. Особенно новичку. Внутри держится напряжение. Напряжение и у тех, кто летит не в первый раз, хотя они стараются этого не показывать. Присмотритесь — некоторые пытаются уснуть, чтобы проснуться уже в пункте назначения, другие вливают в себя горячительное, стараясь притупить чувство боязни, некоторые вцепились в подлокотники. И никого во время полета не успокаивает, что самолет самый безопасный вид транспорта. А все от того, что под ногами непривычные 10 километров пустоты.  Но постепенно успокаиваемся. В голову приходят разные мысли-вопросы.

Почему на борту попросили отключить телефоны? Можно подумать, моя SMS-ка уронит «Боинг»! Уронить не уронит, но вот помехи от звонка или сообщения (помнишь характерный шум в радио за секунду до входящего звонка?) могут заглушить какую-то очень-очень важную информацию, которую дядя с земли сообщает дяде пилоту. Например, о том, что взлетать пока нельзя, потому что по курсу приземляется другой самолет – 400 тонн металла на скорости 250 км в час.

А если оба пилота вырубятся, автопилот посадит самолет?
Нет. Если бы автопилоты были настолько умными, они бы уже организовали профсоюз и устраивали забастовки, а толпы безработных пилотов разбрелись бы по всему миру. Автопилот ничего не делает сам, без контроля человека – это просто система, облегчающая полет. Word вон тоже умный, но статью за  вас он все-таки написать не может.

Зачем в самолетных туалетах пепельницы? Там же все равно курить нельзя? Нельзя, но курят же. Поэтому авиакомпании подходят к вопросу с долей здорового фатализма – если уж грешите, так хоть не доводите до греха других и тушите свои окурки в пепельнице, а не в урне, где полно бумаги.

Самолетный обед обильным трудно назвать. А можно мне добавки?
Можно, почему нет. Обычно для таких обжор, как вы (или на случай, если кто-то грохнет коробку с едой на пол) на борт берут 8-15 запасных обедов. Кстати, коробочка из фольги, в которую упаковывают горячее, называется «касалетка». Можете блеснуть этим знанием.

А пилоты что едят?
Во многих авиакомпаниях каждому пилоту выдают свою особую коробочку с едой, которая отличается от еды других членов экипажа. Это делается для подстраховки – если рыба вдруг окажется несвежей (маловероятно, но все же) из строя выйдет только один пилот, а тот, кто ел курицу, бодрячком доведет самолет до аэропорта. Но это все скорее перестраховка. Срок годности у самолетной еды – несколько часов. Поэтому при задержке самолета заранее приготовленную для пассажиров и команды еду выгружают и заменяют свежей.

Зачем поднимать шторки на иллюминаторах и спинку кресла при взлете и снижении? Спинку поднимают, чтобы в случае ахтунга людям, которые сидят прямо за тобой, было легче выбраться в проход и эвакуироваться. Столик закрепляют потому, что в случае резкого торможения он может воткнуться тебе в ребра, а шторки открывают для того, чтобы (опять же, случись что) стюардессы смогли сориентироваться в наполненном дымом салоне и вывести пассажиров наружу.

Крылья раскачиваются! Сейчас они отвалятся и мы все погибнем!
Не отвалятся. На испытаниях они выдерживают несравнимо большие нагрузки. Крылья – штука гибкая, и при желании их можно согнуть под углом почти в 45 градусов. Успокойся уже и доедай свой обед.

А вдруг какой-нибудь псих откроет дверь на высоте?
Ну, пусть попробует. На высоте 10 км на дверь аварийного выхода приходится давление 7-10 тонн – по 5 тонн на каждый квадратный метр. То есть псих должен быть еще и силачом, вооруженным домкратом. Но и это ему не поможет – дверь обвешана электронными и механическими замками.

Куда улетает содержимое унитаза?
Нет, не за борт. Иначе вся Европа давно была бы уже … – над ней столько самолетов летает, что в глазах рябит. Ураганный ветер в унитазе при нажатии кнопки “flush” – это не разгерметизация, а специальный воздушный смыв. Все падает в специальный бак, который потом вычищают на земле.

Насколько глубоки воздушные ямы?
Сердце взлетает к горлу, а кофе – к потолку, а самолет падает, падает… Да никуда он не падает. Пока ты прощаешься с жизнью, вспоминаешь маму, папу и первую любовь, самолет смещается в пространстве на пару десятков метров. Ощущение падения – неадекватная реакция вестибулярного аппарата, который вообще-то не предназначен для перелетов. В моменты самой чудовищной турбулентности самолет “падает” метров на 5-7. Кстати, около крыла турбулентность чувствуется меньше.

Как там мой Бобик без меня, в багажном отделении?
Бобику там очень печально, темно и страшно, но бобикова жизнь вне опасности – кошки, собаки и хомячки не летают вместе с багажом. У них есть специальный отсек, который вентилируется и отапливается. На высоте температура доходит до -60 градусов, а кислорода в атмосфере почти нет, так что не будь для зверья специального закутка, никто до пункта назначения не долетел бы.